Содержание Части 2

НА СОДЕРЖАНИЕ CАЙТА

Период детства 1-11 лет (1893-1904 года)

На главную


Изменение цвета фона на:
N.B. функция не работает в Netscape

Период детства 1-11 лет (1893-1904 года)

Не датированные воспоминания В. Маяковского о первой книге: «какая-то «Птичница Агафья»… К счастью вторая — «Дон-Кихот». Вот это книга! Сделал деревянный меч и латы, разил окружающее»[10].
———————
1893 г. 7 июля день рождения Владмир Крещён 18 июля.
        Любимое время года – лето. Вследствие того, что у Маяковских собиралась учащаяся молодёжь – родственники и знакомые. Володя не только был участником всех их походов в горы, но нередко и сам вовлекал старших в подобные мероприятия, внося в них выдумку, элементы игры, приключений.
        Он был выдумщик на игры, как и сестра Оля. Вместе они лепили глиняные игрушки, лазали в горы, производили раскопки в старой крепости, разыгрывали сражения. Сольное представление давал Володя. Он залезал в огромный пустой кувшин-чури из глины, служащий для хранения вина, и обращался оттуда к Оле: — «Отойди подальше, послушай, хорошо ли звучит мой голос?»
Позднее, когда Володя подрос и научился читать, он демонстрировал искусство декламации уже перед Мишей Киселёвым, читая Гоголя.
        Физически и духовно Володя развивался быстро. На это обращали внимание родители и знакомые. Тётя Анюта писала Людмиле в пансион, восхищаясь находчивостью и остроумием племянника. Пошёл в отца, который отличался этим качеством. Володя не был вундеркиндом, он рос нормальным ребёнком, несколько опережая своих сверстников в развитии. Отличался хорошей памятью.
        Из воспоминаний матери: «Володе доставляло удовольствие, когда объездчики приносили в дом маленьких зверюшек и птиц. Он обожал собаку по кличке Угрюм».
        Оля и Володя всегда принимали участие в сборе винограда вместе с грузинскими женщинами и детьми. Общались легко, ибо уже с раннего детства, наравне с русской, они впитали в себя разговорную грузинскую речь.[8]
        Володя со слов родителей и других людей, читавших ему книжки, запоминал множество стихов и с упоением декламировал их наизусть[9].
Учился он легко, быстро схватывал то, что ему интересно, и потому, готовясь в гимназию, любил порезвиться, во множестве задавая учительнице вопросы. Сочинял шаржи и стихи.
Мальчик искал приключений и вне семьи, упрашивая отца взять с собой на работу. Отец брал его, и каждый раз убеждался в выдержке сына, в том, что он ведёт себя по-мужски в трудные моменты.
        Объездчик Ибриз научил Володю езде на лошади и несложным элементам джигитовки. Отец смотрел на это с одобрением, считал, что мальчик должен воспитываться как мужчина. В семье Маяковских Ибриза звали «усатый нянь».
        По воспоминаниям матери: — «Среди взрослых слыл затейником… принимал участие в игре наравне со взрослыми… Когда взрослым уже надоедала игра и они затруднялись называть слова, Володя всё ещё энергично продолжал придумывать. Эта игра его очень увлекала».
———————
1898-99 г. г. В. К. Маяковский с гордостью представлял сына в возрасте 5-6 лет гостям: — Это мой сын, наследник пустых имений, обладает замечательной памятью, и сейчас причитает вам стихи.        
Был суров король дон Педро;
Трепетал его народ
А придворные дрожали,
Только усом поведёт.

В этом стихотворении Майкова, Володе нравился не король Дон Педро, а маленький, находчивый и остроумный козопас, который оказался умнее всех вельмож.
        Также читал любимых в семье Лермонтова, Пушкина, Некрасова. К своему пятилетию В.  выучил стих Лермонтова «Спор» хоть не до конца, но прочёл его наизусть.
        События примерно этого периода времени: Отец стал брать В. в верховые объезды лесничества. Из собственных воспоминаний: «…после электричества совершенно бросил интересоваться природой. Неусовершенствованная вещь»[11].
———————
1899 г. осень. Большое событие для семьи; переезд осенью в дом Ананова, расположенного на территории старинной грузинской крепости. Детскому воображению Володи, когда он обживал этот романтический уголок, рисовались картины былых сражений… Удобней и просторней была и квартира, по сравнению с домом Кучухидзе. Но жили здесь не долго. Подготовленная к поступлению в Строгановское училище уехала Оля (ей 9 лет) с Людой (ей 15 лет) в Тифлис. Володя остался с родителями один, очень скучал без сестры. Решили учить и сына, определив в Кутаисскую гимназию.
———————
1900 г. осень. Переезд вместе с матерью в Кутаиси для возможности подготовки к поступлению в гимназию.
        Надо было готовиться, нужен был учитель. Им стала Нина Прокофьевна Смольнякова, которая была знакома с семьёй ещё до этого.
Смольнякова выросшая в казённом учебном заведении, у Маяковских всегда была согрета теплом и радушием.
В то время, молодая учительница увлекалась революционными идеями, читала нелегальную литературу. Она и чтением Володи руководила умно: подбирала такую литературу, которая могла бы пробуждать свободолюбивые мысли у мальчика.
Поначалу бывшая скованность по отношению к учительнице быстро прошла, и Володя начал остроумно комментировать содержание предлагаемых заданий, чем вызывал смех молодой, но строгой учительницы. Нина Прокофьевна была довольна своим учеником, его способностями к восприятию знаний, любознательностью, вдумчивостью.
Со слов Нины Прокофьевны: «Володя не был робким мальчиком, но была сковывающая, труднопреодолимая застенчивость». Это свойство характера замечали и другие близко знавшие люди.
· Оля и Люда учатся в Тифлисе, отец остался в Багдада.
———————
1902 г. май. Экзамены и поступление в старший приготовительный класс Кутаисской гимназии.
Из собственных воспоминаний: «Экзамен в гимназию. Выдержал[10]… Но священник спросил – что такое «око». Я ответил: «Три фунта» (по-грузински). Мне объяснили любезные экзаменаторы, что «око» – это «глаз» по древнему, церковнославянскому. Поэтому возненавидел сразу – всё древнее, всё церковное и всё славянское. Возможно, что отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм»[12].
        Сдав все экзамены В. написал своё первое письмо сестре Люде.: «Как ты живёшь?…Целую тебя. Твой брат Володя »[13].
Учился В. Маяквоский в той же мужской гимназии, что и его отец, и дядя Михаил Константинович. Численность учащихся составляла примерно 65 человек.
        Первым воспитателем оказался чуткий воспитатель и передовых взглядов человек Николай Николаевич Джамарджидзе. Потом появился Василий Антонович Баланачивадзе, потом Всеволод Александрович Васильев[11].
        Володя быстро обзавёлся друзьями — сначала одноклассниками, а потом в круг его ближайших знакомых вошли старшеклассники.
        Общий интерес к чтению и, может быть, ещё какие-то личные качества связывали Владимира с Виктором Демьяновичем, первым учеником класса. Они сидели за одной партой. Возможно, В. импонировала сдержанность и самоуглублённость товарища, его прилежание.
        Учитель рисования — Василий Анатольевич Балачивидзе занимался с В. больше, чем с другими. Уроки этого обаятельного человека и неплохого учителя не прошли даром.
        Дух демократизма в гимназии поддерживался Джамарджидзе. Как классный наставник и как учитель словесности, он всеми способами воспитывал в гимназистах чувство товарищества, коллективизма, дружбы между грузинами и русскими. Джамарджидзе любили, и дисциплина на его уроках была образцовая.
        Поскольку обучение в гимназии давалось легко, то оставалось много времени на игры и любимое занятие — рисование.
Способность к рисованию поощрял преподаватель гимназии В. А. Баланчивадзе[12] (в прошлом, он имел успех как актёр. Прим. Ingvar). В. Мааяковский рисовал крейсера, иллюстрировал книги, карикатуры на домашний быт.
        По словам самого Володи — «Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром». Этот бородач — художник С. П. Краснуха[13], окончивший Академию художеств. Сестра Люда брала у него (Краснухи) уроки и показала как-то рисунки Володи... Это были первые профессиональные уроки рисования с рассказами о русской и западной живописи, о художниках.
В семье стали привыкать к мысли что, как и Люда, так и Володя будет дальше учиться на художника. Одноклассники восхищались его рисунками.
        О Володе гимназисте учителя вспоминали по-разному. Вспоминали о его сосредоточенности, серьёзности и даже некоторой скрытости, и наоборот, о склонности его если не к дерзости, то,  по крайней мере, к тихому озорству.
Из рассказа законоучителя Шавладзе: — «Что за странный мальчик этот Маяковский?.. Нет, шалить то не шалит, но удивляет меня своими ответами и вопросами. Когда я спросил: «Хорошо ли было для Адама, когда Бог после его грехопадения проклял его и сказал: «В поте лица своего будешь ты есть хлеб свой!» — Маяковский ответил: «Очень хорошо. В раю Адам ничего не делал, а теперь будет работать и есть. Каждый должен работать». Потом задал мне вопрос: «Скажите, батюшка, если змея после проклятия начала ползти на животе, то как она ходила до проклятия? …»[14].
        Окончив курс в тифлисском пансионе, приезжает Людмила Маяковская (ей 18 лет). Она начала работать в Кутаисской городской школе и готовилась к поступлению в Строгановское.
        Отец пишет письма: «…приходиться страшно скучать одному…»[15]. Он приезжает по субботам к семье — и это был настоящий праздник для детей. Он привозит дичь и другие припасы. Владимир Константинович устраивал с детьми прогулки по Кутаиси, водил их в театр, затевал другие развлечения. И любил, чтобы все дети во время его приездов были бы с ним. Дети платили ему такой же привязанностью и вниманием. По возможности, скрывая некоторые бытовые неурядицы, чтобы не портить хорошего настроения отца. Отца особенно любила молодежь из круга знакомых Людмилы, и младших детей, тоже успевших обзавестись друзьями. Молодёжь постоянно бывала в семье Маяковских. Его любили за щедрость, за то, что он был весёлым человеком, затейником.[14]
В семье устраиваются вечерние прочтения стихов с последующим их обсуждением и спорами. В. Маяковский был непременным участником вечеров и споров о прочитанном.
В. читал сначала приключенческую литературу: М. Рид, Д. Ф. Купер, Ж. Верн… потом, газеты и журналы тех писателей, которых читали взрослые.
        После шестого класса Володя Маяковский переходит в реальное училище в Тифлисе. Но и там учиться было не на что, пришлось бросить, не завершив образования.
        Дома В. не бездельничал, и если не читал, то постоянно что-то мастерил: выпиливал из дерева или выжигал на нём, переплетал книги. В комнате у него всегда был отменный порядок: книги стопками лежали на столе и на подоконнике, постель была убрана, пол подметён.
· Смерть бабушки по материнской линии.
———————
1903. Читает с интересом стихи Скитальца. Разрастание страсти к рисованию.
        Перевод в первый класс из подготовительного. В этом классным наставником был назначен учитель русского языка и истории Всеволод Александрович Васильев (родился в 1880 году). Как и Джамарджидзе, сумел найти подход к учащимся и стремился прививать интерес к чтению, шире знакомя с русской классической литературой, с фольклором, с биографиями выдающихся деятелей истории, культуры, с описаниями путешествий, с доступными их возрасту историческими романами.
        Но были и другие преподаватели — сторонники казённых методов.
        В. А. Васильев вспоминает о В.: — «… резко выделялся из среды своих товарищей крупной фигурой, своей не по годам солидностью…. Общее впечатление складывалось о нём как о мальчике, несколько скрытном, самоуглублённом, живущем своей внутренней жизнью… В целом он держался самостоятельно, с чувством внутреннего достоинства, собранно, сосредоточенно…
        Ученики любили, книгу. К числу таких учеников относился и Володя Маяковский, по своему общему развитию стоявший значительно выше огромного большинства своих товарищей»[16].
        Маяковский был жизнелюбивым, иногда прямым и резким в отношениях со сверстниками, иногда нежным и заботливым, готовым прийти на помощь, был затейником в играх, в шалостях. Но был и застенчив, особенно в отношениях с девушками. Даже с сестрой (наверное, с Олей. Ingvar) предпочитал не ходить рядом по улице, чтобы кто-то не подумал, что он завёл знакомство с девушкой.
        Конец этого, начало следующего года. Проходит в волнениях (митинги), постоянном напряжении и конфликтах учащихся с властями. Но В. успешно заканчивает первый класс.
———————————
1903-04 г. г. В. Маяковский переводиться во второй класс.
        В школе проходят обструкции[15]. На учащуюся молодёжь оказывала влияние социал-демократическая организация, провоцирующая на митинги снаружи, а изнутри была репрессивная политика руководства гимназии. Кутаисская гимназия считалась самой вольнодумной в регионе. Маяковский участвует во всех митингах и демонстрациях.
        До 1904, 05 годов (ему было 10) много времени проводил в мальчишеских развлечениях, где он тоже часто атаманил, придумывал игры по сюжетам прочитанных им приключенческих книг.

Вверх, к содержанию этой Части


Список обычных сносок (подстрочных)

[8] Cмотри противоречия из собственных воспоминаний о сдаче экзамена в гимназию в 1910 г.

[9] «Ко всем именинам меня заставляют заучивать стихи… позднее я узнал, что это поэтичность, и стал тихо её ненавидеть».

[10] Т.к. спросили про якорь на его рукаве, про который знал хорошо.

[11] Подробнее смотри в 1903 г.

[12] Его первый учитель рисования в гимназии.

[13] Его второй учитель рисования в гимназии.

[14] На рождественские праздники пришёл хор. Отец напоил его, и они стали петь «на заказ»: «вихри враждебные веют над нами…» и пр.

[15] Обструкция — намеренный срыв чего-нибудь; выступления кого-либо [4].


Список концевых сносок

[10]. В. В. Маяковский. Сочинение в двух томах. Том 1.Стр. 25.

[11] В. В. Маяковский. Сочинение в двух томах. Том 1. М. «Правда». 1987 г. – 768. стр. 25.

[12] Там же. Стр. 25-26.

[13] А. Михайлов. Жизнь Маяковского. Стр. 24.

[14] А. Михайлов. Жизнь Маяковского. Стр. 25.

[15] А. Михайлов. Жизнь Маяковского. Стр. 23.

[16] А. Михайлов. Жизнь Маяковского. Стр. 30, 31

Конец Части 2



Hosted by uCoz