Содержание Части 2
НА СОДЕРЖАНИЕ CАЙТА
Период детства 1-11 лет (1893-1904 года)
На главную
Изменение цвета фона на:
N.B. функция не работает в Netscape
Не датированные
воспоминания В. Маяковского о первой книге: «какая-то
«Птичница Агафья»… К счастью вторая —
«Дон-Кихот». Вот это книга! Сделал деревянный меч и латы,
разил окружающее»[10].
———————
1893 г. 7 июля день рождения Владмир Крещён 18 июля.
Любимое время года – лето. Вследствие того,
что у Маяковских собиралась учащаяся молодёжь – родственники и
знакомые. Володя не только был участником всех их походов в горы, но
нередко и сам вовлекал старших в подобные мероприятия, внося в них
выдумку, элементы игры, приключений.
Он был выдумщик на
игры, как и сестра Оля. Вместе они лепили глиняные игрушки, лазали в
горы, производили раскопки в старой крепости, разыгрывали сражения.
Сольное представление давал Володя. Он залезал в
огромный пустой кувшин-чури из глины, служащий для хранения вина, и
обращался оттуда к Оле: — «Отойди подальше, послушай, хорошо ли
звучит мой голос?»
Позднее, когда Володя подрос и научился читать,
он демонстрировал искусство декламации уже перед Мишей Киселёвым,
читая Гоголя.
Физически и духовно Володя развивался
быстро. На это обращали внимание родители и знакомые. Тётя
Анюта писала Людмиле в пансион, восхищаясь находчивостью и
остроумием племянника. Пошёл в отца, который отличался этим
качеством. Володя не был вундеркиндом, он рос нормальным ребёнком,
несколько опережая своих сверстников в развитии. Отличался хорошей
памятью.
Из воспоминаний матери: «Володе
доставляло удовольствие, когда объездчики приносили в дом маленьких
зверюшек и птиц. Он обожал собаку по кличке Угрюм».
Оля и Володя всегда принимали участие в сборе винограда вместе
с грузинскими женщинами и детьми. Общались
легко, ибо уже с раннего детства, наравне с русской, они впитали в
себя разговорную грузинскую речь.[8]
Володя со слов родителей и других людей, читавших ему книжки,
запоминал множество стихов и с упоением декламировал их наизусть[9].
Учился он легко, быстро
схватывал то, что ему интересно, и потому, готовясь в гимназию,
любил порезвиться, во множестве задавая учительнице вопросы. Сочинял
шаржи и стихи.
Мальчик искал приключений и
вне семьи, упрашивая отца взять с собой на работу. Отец брал его, и
каждый раз убеждался в выдержке сына, в том, что он ведёт себя по-мужски в трудные моменты.
Объездчик Ибриз научил Володю езде на лошади и несложным
элементам джигитовки. Отец смотрел на это с одобрением, считал, что мальчик должен
воспитываться как мужчина. В семье Маяковских Ибриза звали «усатый нянь».
По
воспоминаниям матери: — «Среди взрослых слыл
затейником… принимал участие в игре наравне со взрослыми…
Когда взрослым уже надоедала игра и они затруднялись называть слова,
Володя всё ещё энергично продолжал придумывать. Эта игра его очень
увлекала».
———————
1898-99 г. г. В. К. Маяковский с
гордостью представлял сына в возрасте 5-6 лет гостям: — Это мой
сын, наследник пустых имений, обладает замечательной памятью, и
сейчас причитает вам стихи.
Был суров король дон Педро;
Трепетал его народ
А придворные дрожали,
Только усом поведёт.
В этом стихотворении Майкова, Володе
нравился не король Дон Педро, а маленький, находчивый и
остроумный козопас, который оказался умнее всех вельмож.
Также читал любимых в семье Лермонтова, Пушкина,
Некрасова. К своему пятилетию В. выучил стих Лермонтова «Спор»
хоть не до конца, но прочёл его наизусть.
События примерно этого периода времени: Отец стал брать В. в верховые объезды
лесничества. Из собственных воспоминаний: «…после
электричества совершенно бросил интересоваться природой.
Неусовершенствованная вещь»[11].
———————
1899 г. осень. Большое событие для семьи;
переезд осенью в дом Ананова, расположенного на территории старинной
грузинской крепости. Детскому воображению Володи, когда он обживал
этот романтический уголок, рисовались картины былых сражений…
Удобней и просторней была и квартира, по сравнению с домом Кучухидзе.
Но жили здесь не долго. Подготовленная к
поступлению в Строгановское училище уехала Оля (ей 9 лет) с Людой (ей
15 лет) в Тифлис. Володя остался с родителями один, очень скучал без
сестры. Решили учить и сына, определив в Кутаисскую гимназию.
———————
1900 г. осень.
Переезд вместе с матерью в Кутаиси для возможности подготовки к поступлению в гимназию.
Надо было готовиться, нужен был учитель. Им стала Нина Прокофьевна
Смольнякова, которая была знакома с семьёй ещё до этого.
Смольнякова выросшая
в казённом учебном заведении, у Маяковских всегда была согрета теплом
и радушием.
В то время, молодая учительница увлекалась
революционными идеями, читала нелегальную литературу. Она и чтением
Володи руководила умно: подбирала такую литературу, которая могла бы
пробуждать свободолюбивые мысли у мальчика.
Поначалу бывшая
скованность по отношению к учительнице быстро прошла, и Володя начал остроумно
комментировать содержание предлагаемых заданий, чем вызывал смех
молодой, но строгой учительницы. Нина Прокофьевна была довольна своим
учеником, его способностями к восприятию знаний, любознательностью,
вдумчивостью.
Со слов Нины Прокофьевны: «Володя
не был робким мальчиком, но была сковывающая, труднопреодолимая
застенчивость». Это свойство характера замечали и другие близко
знавшие люди.
· Оля и Люда учатся в
Тифлисе, отец остался в Багдада.
———————
1902 г. май.
Экзамены и поступление в старший приготовительный класс Кутаисской
гимназии.
Из собственных воспоминаний: «Экзамен в гимназию.
Выдержал[10]…
Но священник спросил – что такое «око». Я ответил:
«Три фунта» (по-грузински). Мне объяснили любезные
экзаменаторы, что «око» – это «глаз»
по древнему, церковнославянскому. Поэтому возненавидел сразу –
всё древнее, всё церковное и всё славянское. Возможно, что отсюда
пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм»[12].
Сдав все экзамены В. написал своё первое письмо
сестре Люде.: «Как ты живёшь?…Целую тебя. Твой брат Володя »[13].
Учился В. Маяквоский в той же мужской гимназии, что и его
отец, и дядя Михаил Константинович. Численность учащихся составляла
примерно 65 человек.
Первым воспитателем
оказался чуткий воспитатель и передовых взглядов человек Николай
Николаевич Джамарджидзе. Потом появился Василий Антонович
Баланачивадзе, потом Всеволод Александрович Васильев[11].
Володя быстро обзавёлся друзьями — сначала одноклассниками,
а потом в круг его ближайших знакомых вошли старшеклассники.
Общий интерес к чтению и, может быть, ещё какие-то личные качества
связывали Владимира с Виктором Демьяновичем, первым учеником класса. Они
сидели за одной партой. Возможно, В. импонировала сдержанность и
самоуглублённость товарища, его прилежание.
Учитель рисования — Василий Анатольевич Балачивидзе
занимался с В. больше, чем с другими. Уроки этого обаятельного
человека и неплохого учителя не прошли даром.
Дух
демократизма в гимназии поддерживался Джамарджидзе.
Как классный наставник и как учитель
словесности, он всеми способами
воспитывал в гимназистах чувство товарищества, коллективизма, дружбы
между грузинами и русскими. Джамарджидзе любили, и дисциплина на его
уроках была образцовая.
Поскольку
обучение в гимназии давалось легко, то оставалось много времени на игры
и любимое занятие — рисование. Способность к
рисованию поощрял преподаватель гимназии В. А. Баланчивадзе[12]
(в прошлом, он имел успех как актёр. Прим. Ingvar). В. Мааяковский рисовал крейсера, иллюстрировал книги,
карикатуры на домашний быт.
По словам самого Володи — «Какой-то
бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром».
Этот бородач — художник С. П. Краснуха[13],
окончивший Академию художеств. Сестра Люда брала у него
(Краснухи) уроки и показала как-то рисунки Володи... Это
были первые профессиональные уроки рисования с рассказами о русской и
западной живописи, о художниках.
В семье стали привыкать к мысли что, как и Люда, так и Володя
будет дальше учиться на художника. Одноклассники
восхищались его рисунками.
О Володе гимназисте
учителя вспоминали по-разному. Вспоминали
о его сосредоточенности, серьёзности и даже некоторой скрытости, и
наоборот, о склонности его если не к дерзости, то, по крайней
мере, к тихому озорству.
Из рассказа
законоучителя Шавладзе: — «Что за странный мальчик этот
Маяковский?.. Нет, шалить то не шалит, но удивляет меня своими
ответами и вопросами. Когда я спросил: «Хорошо ли было для
Адама, когда Бог после его грехопадения проклял его и сказал: «В
поте лица своего будешь ты есть хлеб свой!» — Маяковский
ответил: «Очень хорошо. В раю Адам ничего не делал, а теперь
будет работать и есть. Каждый должен работать». Потом задал мне
вопрос: «Скажите, батюшка, если змея после проклятия начала
ползти на животе, то как она ходила до проклятия?
…»[14].
Окончив курс в тифлисском пансионе,
приезжает Людмила Маяковская (ей 18 лет). Она начала работать в Кутаисской
городской школе и готовилась к поступлению в Строгановское.
Отец пишет
письма: «…приходиться страшно скучать одному…»[15].
Он приезжает по субботам к семье — и это был настоящий праздник
для детей. Он привозит дичь и другие припасы. Владимир Константинович
устраивал с детьми прогулки по
Кутаиси, водил их в театр, затевал другие развлечения. И любил,
чтобы все дети во время его приездов были бы с ним. Дети платили ему
такой же привязанностью и вниманием. По возможности, скрывая
некоторые бытовые неурядицы, чтобы не портить хорошего настроения отца. Отца
особенно любила молодежь из круга знакомых Людмилы, и младших детей, тоже
успевших обзавестись друзьями. Молодёжь постоянно бывала в семье Маяковских.
Его любили за щедрость, за то, что он был весёлым человеком,
затейником.[14]
В
семье устраиваются вечерние прочтения стихов с последующим их
обсуждением и спорами. В. Маяковский был непременным участником вечеров и споров
о прочитанном.
В. читал сначала приключенческую литературу: М.
Рид, Д. Ф. Купер, Ж. Верн… потом, газеты и журналы тех
писателей, которых читали взрослые.
После шестого класса Володя Маяковский переходит в реальное училище в Тифлисе. Но
и там учиться было не на что, пришлось бросить, не завершив
образования.
Дома В. не бездельничал, и если не читал,
то постоянно что-то мастерил: выпиливал из дерева или выжигал на нём,
переплетал книги. В комнате у него
всегда был отменный порядок: книги стопками лежали на столе и на
подоконнике, постель была убрана, пол подметён.
· Смерть бабушки по материнской линии.
———————
1903. Читает
с интересом стихи Скитальца. Разрастание
страсти к рисованию.
Перевод в первый класс из
подготовительного. В этом классным наставником был назначен учитель русского
языка и истории Всеволод Александрович Васильев (родился в
1880 году). Как и Джамарджидзе, сумел найти
подход к учащимся и стремился прививать интерес к чтению, шире
знакомя с русской классической литературой, с фольклором, с
биографиями выдающихся деятелей истории, культуры, с описаниями
путешествий, с доступными их возрасту историческими романами.
Но были и другие преподаватели — сторонники казённых методов.
В. А. Васильев вспоминает о В.: — «… резко
выделялся из среды своих товарищей крупной фигурой, своей не по годам
солидностью…. Общее впечатление складывалось о нём как о
мальчике, несколько скрытном,
самоуглублённом, живущем своей внутренней жизнью… В целом он
держался самостоятельно, с чувством внутреннего достоинства,
собранно, сосредоточенно…
Ученики любили, книгу. К числу
таких учеников относился и Володя Маяковский, по
своему общему развитию стоявший значительно выше огромного
большинства своих товарищей»[16].
Маяковский был жизнелюбивым, иногда
прямым и резким в отношениях со сверстниками, иногда нежным и
заботливым, готовым прийти на помощь, был затейником в играх, в
шалостях. Но был и застенчив, особенно в отношениях с девушками. Даже
с сестрой (наверное, с Олей. Ingvar) предпочитал не ходить рядом по улице,
чтобы кто-то не подумал, что он завёл знакомство с девушкой.
Конец этого, начало
следующего года. Проходит в волнениях (митинги), постоянном напряжении и конфликтах
учащихся с властями. Но В. успешно заканчивает первый класс.
———————————
1903-04 г. г. В. Маяковский переводиться во второй класс.
В школе проходят обструкции[15]. На
учащуюся молодёжь оказывала влияние социал-демократическая
организация, провоцирующая на митинги снаружи, а изнутри была
репрессивная политика руководства гимназии. Кутаисская
гимназия считалась самой вольнодумной в регионе.
Маяковский участвует во всех митингах и демонстрациях.
До 1904, 05 годов
(ему было 10) много времени проводил в мальчишеских развлечениях, где
он тоже часто атаманил, придумывал игры по сюжетам прочитанных им
приключенческих книг.
Вверх, к содержанию этой Части
Список обычных сносок (подстрочных)
[8] Cмотри противоречия из собственных воспоминаний о сдаче экзамена в гимназию в 1910 г.
[9] «Ко всем именинам меня заставляют заучивать стихи… позднее я узнал, что это поэтичность, и стал тихо её ненавидеть».
[10] Т.к. спросили про якорь на его рукаве, про который знал хорошо.
[11] Подробнее смотри в 1903 г.
[12] Его первый учитель рисования в гимназии.
[13] Его второй учитель рисования в гимназии.
[14] На рождественские праздники пришёл хор. Отец напоил его, и они стали петь «на заказ»: «вихри враждебные веют над нами…» и пр.
[15] Обструкция — намеренный срыв чего-нибудь; выступления кого-либо [4].
Список концевых сносок
[10]. В. В. Маяковский. Сочинение в двух томах. Том 1.Стр. 25.
[11] В. В. Маяковский. Сочинение в двух томах. Том 1. М. «Правда». 1987 г. – 768. стр. 25.
[13] А. Михайлов. Жизнь Маяковского. Стр. 24.
[14] А. Михайлов. Жизнь Маяковского. Стр. 25.
[15] А. Михайлов. Жизнь Маяковского. Стр. 23.
[16] А. Михайлов. Жизнь Маяковского. Стр. 30, 31
Конец Части 2