Содержание Части 5
Молодой детородный возраст 21-33, 37 лет (1914-1930 года)
Заключение: Краткая характеристика личности В.
Изменение цвета фона на:
N.B. функция не работает в Netscape
Начало мая 1914 г.
Знакомство с Пастернаком. Общая информация, из воспоминаний
Пастернака: "... Пружиной
его беззастенчивости была дикая застенчивость, а под его притворной
волей крылось феноменально мнительное и склонённое к беспричинной
угрюмости безволие. Таким же обманным был и механизм его жёлтой
кофты. Он боролся с её помощью вовсе не с мещанскими пиджаками, а с
тем чёрным бархатом таланта в самом себе, приторно-чернобровые формы
которого стали возмущать его раньше, чем это бывает с людьми менее
одарёнными..." ([3] стр. 137).
· При их второй встрече Пастернака поразила бездонная одухотворённость Владимира.
Лето. Встреча с
Соней (получается, что в Москве Ingvar) была "бурно-радостной".
Соня часто навещала В. на Пресне, особенно когда он болел корью. Была
представлена маме и сёстрам. Потом болела она, и уже В. навещал её.
Все новые стихи читал ей. «К прежней близости не
возвращались никогда». Объяснение этому даёт Софья: "Уже
начиналось "Облако". Позади была Одесса, "Джоконда"...([3] стр. 123). В том числе причиной разрыва отношений могло послужить то,
что Соня, как на исповеди, призналась во всём Чуковскому, о чём после
глубоко сожалела.
Чуковский вмешался в их отношения и начал очень
решительно "защищать" её от В., наговорив "всяких
ужасов о нём". Уже в 1922 году, при встрече с Соней В. рассказал
ей о том, что Чуковский "информировал" Горького о том, что
якобы Маяковский совратил и заразил девушку, а потом шантажировал её
родителей. Шамардина подтверждает, что речь шла о ней. На вопрос В. о
том, что "...может ли он сослаться на меня, опровергая эту
мерзость или в печати, или в устном выступлении, не повредит ли это
мне в моих личных и общественных делах. Я, конечно, ответила полным
согласием и предложила, если нужно, лично опровергнуть это". ([3] стр. 123).
Маяковский
воспользовался разрешением при личной встрече с Чуковским.
· Разрыв
отношений с Горьким принял необратимый характер.
Лето. Устраивается в
дачном посёлке Куокалла, где продолжает поэму "Тринадцатый
апостол", позднее названную "Облако в штанах". Здесь,
несмотря на щекотливые отношения между собой, они часто встречались с
Чуковским. Через него В. знакомится в июле с Репиным.
Маяковский жил бедно, денег не было, весь его
гардероб умещался на одном гвозде: жёлтая кофта и цилиндр. По словам
Чуковского - "ходил с гордой осанкой миллионера и франта". От
бедности по очереди обедал у Чуковского, Евреинова и других.
В Куокалле В. ходил к Чуковскому ещё и затем, чтобы почитать свою новую поэму. Поэма была закончена
здесь летом. В предисловии автор так определил смысл произведения:
»"Долой вашу любовь", "долой ваше искусство",
"долой ваш строй", "долой вашу религию" - четыре
крика четырёх частей" ([3]стр. 149).
· Июль. Написано «Облако в штанах» - гораздо более
резкий выпад против Северянина, как самовлюблённого, эстетствующего
«перепела» («изящно пляшу ли?»).
— Северянин обиделся.
· Июль. Первая мировая
война. "Война - принял взволнованно…"
· август. "Август
- война отвратительна. Тыл ещё отвратительней. Чтобы сказать о
войне - надо её видеть. Пошёл записываться добровольцем. Не
позволили. Нет благонадёжности…" (12 ноября 1914 года
было отказано в справке о благонадёжности). Стихи того периода: "Мама
и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно",
"Мысли в призыв". Ищет своё место в разворошённом мире и
идёт заведовать литературным отделом московской газеты "Новь",
где и публикует статьи о вопросах политики, войны, и главным образом
искусства. Но в газете он проработал недолго, т.к. его стих "Мама..."
не соответствовал победному пафосу газеты.
———————————
1915 г. В
Петербурге, ближе к осени В. Маяковский бедствует:
пишет письма сестре Л. с просьбой прислать денег. Пишет матери, с просьбой
прислать зимнее пальто, тёплое бельё и носовых платков.
Сентябрь. Призван на военную службу.
Осень. «Флейта-позвоночник». Первый вариант названия «Стихи ей».
Стихи посвящены Л. Брик.
По мнению Галины
Катанян, хорошо знавшей союз Лидии и Осипа Бриков в течение многих лет:
«…Лиля любила Осипа Максимовича. Он же не любил её, а
Володя любил Лилю, которая не могла любить никого кроме Оси. Всю
жизнь, с тринадцати лет, она любила человека, равнодушного к
ней»[52].
Этот факт подтверждает и сама Лиля.
Декабрь. 26. Опубликование «Гимн судье» — это
начало сотрудничества с журналом "Новый сатирикон".
———————————
1916 г. «…На
военщину нагло не показываюсь».
Работа над поэмами
«Человек», «Война и мир».
Июль. Знакомство с С. Есениным.
———————————
1917. март.
Участие в совещании писателей и деятелей искусств на квартире А.
Горького.
Май. 21. В газете
«Новая жизнь» напечатано стихотворение «Революция».
Август. …Ухожу
из «Новой жизни»…
Cентябрь. 24.
Выступление в Политехническом музее (Москва) и прочтение «Воина и Мир» и
«Революция».
Октябрь —
«Принимать или не принимать революцию? Такого вопроса для меня (и других
москвичей-футуристов) не было. Моя революция. Пошёл в Смольный.
Работал. Всё, что приходилось»
Начало ноября.
Участие в собрании от ВЦИК «о сотрудничестве с советской властью...»
———————————
1918 г.
Январь — выступление в ночном «Кафе поэтов»… «Пишу
киносценарии. Играю сам.
Рисую для кино плакаты…
РСФСР – не до
искусства. А мне именно до него…»
15 марта. Выход
первого и единственного номера газеты «Газета футуристов».
25 октября —
«окончил мистерию».
07 ноября. Премьера
«Мистерии Буф».
По воспоминаниям Л. Ю.
Брик, совместная жизнь с В. Маяковским началась летом 1918 г. в Левашове. Из
разговора Л. Брик с О. Брик: «Я рассказала ему всё и сказала, что
немедленно уйду от Володи, если ему, Осе, это тяжело. Ося…ответил
мне, что «уйти от Володи нельзя, но только об одном прошу тебя — давай никогда не будем
расставаться». Я ответила, что этого у меня и в мыслях не было.
Так оно и случилось, мы всегда жили вместе с Осей»[55] По её же словам отношения между всеми тремя были: «решили
никогда не расставаться и остаться близкими друзьями» (А.
Михайлов. стр. 238). И она же, по отношению к Осе: «Я
любила, люблю и буду любить Осю больше чем брата, больше чем мужа,
больше чем сына… Эта любовь не мешала моей любви к Володе.
Наоборот, возможно, что, если б не Ося, я любила бы Володю не так
сильно. Я не могла не любить Володю, если его так любил Ося».
О
жизни втроём Лиля говорила: «Во избежание недоразумений скажу,
что я уже больше года не была женой О. Брика, когда связывала свою
жизнь с Маяковским. Ни о какой «любовь втроём» не могло
быть и речи»[56].
Важное замечание по
поводу половой жизни Л. Брик: тройственный вариант сохранялся
даже после смерти Маяковского, когда она состояла в гражданском браке
с Примаковым и с Катаняном.
О. М. Брик: выходец из
богатой купеческой семьи. Окончил Юрфак и стал помогать отцу в
коммерции. Брак с Л. Каган состоялся в 1912 г. и продолжался до смерти Оси
в 1945 г.
———————————
1919 г. —
«Езжу с мистерией, и другими вещами моими и товарищей, по заводам.
Радостный приём. В Выборгском районе организуется Комфут, издаём
«Искусство коммуны»…Весной переезжаю в Москву » (в
марте. Прим. Ingvar).
Октябрь. Оля вместе
со старшей сестрой Людой участвовала в «Окнах РОСТА», но тут уже
руководителем был Володя, который продиктовал условие: «Помните,
что работать надо точно, к сроку. На другой день плакаты не нужны.
Если не сможете так работать, лучше не беритесь». И сёстры
никогда не подводили брата.
———————————
1920 г. —
«Кончил «150 000 000». (конец апреля. Прим.
Ingvar). Печатаю без фамилии. Хочу, чтобы каждый дописывал и лучшил.
Этого не делали, зато фамилию знали все. Всё равно. Печатаю здесь под
фамилией… Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч
шесть подписей».
Вверх, к содержанию этой части
———————————Поездка в Америку. Выступление в США 25 октября.
Эли Джонс —
Елизавета Петровна Зиберт: родилась в Башкирии 13 октября 1904 г.
в обрусевшей советской семье; умерла в 1985
г. Её предки переселились
из Германии в Россию при Екатерине 2.
Елизавета была старшей дочерью в многодетной семье,
очень состоятельной и, вследствие этого, после революции
подвергшейся репрессиям. Репрессии вынудили семью к эмиграции из России. До момента эмиграции
юная Елизавета поехала искать счастья в Москву, где и
познакомилась с британским подданным Джорджем Джонсом, вышла за него
замуж и получила британский паспорт, с которым и уехала в США.
Совместная жизнь не складывалась, и вскоре они разошлись. Эли
осталась одна, и в это время произошла встреча с В. В. Маяковским.
Познакомились они на одном из первых вечеров
поэта.
Из воспоминаний их дочери: это была взаимная
любовь с первого взгляда. Мать была интеллектуальной женщиной, умницей. Она
владела русским, английским, французским, немецким языками. Знала всю
российскую классику. Ей тогда было 21 г. На вид очень привлекательная. Работала
продавцом и манекенщицей фирмы по производству косметики. Они были
знакомы 4-5 месяцев. О романе знала только Ольга.
22 ноября.
Возвращение Маяковского на родину.
———————————
1926 г.
Рождение дочери Хелен-Патриции Томпсон.
Стихи того периода: «Кемп», «Нит гедайге», «Домой».
При расставании ли в штатах, или при встрече в Ниццах в 1928 году, они
договорились о переписке, на имя своей сестры Ольги, чтобы избежать
«семейной» цензуры Л. Брик.
Кажется, о романе знала только Ольга да Лиля. До
1990 г. никто даже из биографов не знал о рождении дочери.
— «В работе
сознательно перевожу себя на газетчика…» Пишет в различных
газетах. Вторая работа – ездит по многим городам и читает свои произведения.
———————————
1927 г. Восстанавливает «Новый ЛЕФ». —
Основная позиция: против выдумки, эстетизации и психоложества
искусством – за агит, за квалифицированную публицистику и
хронику. Основная работа в «Комсомольской правде»…
написаны сценарии и детские книги… продолжал менестрелить…
Начало января. «Новый ЛЕФ №1».
18 октября. Чтение «Хорошо».
06 ноября. Премьера «Двадцать пятое». В основе произведения — главы
из «Хорошо».
———————————
1928 г. 08
октябрь. Поездка в Берлин и Париж.
15 октября. Ницца. Встреча с Эли Джонс.
После двухдневного пребывания и свидания с
обоими Элен (дочери шёл третий год), В. возвращается в Париж. Краткая
встреча с дочерью, видимо, не пробудила в нём отцовских чувств, во
всяком случае, никто об этом не упоминает.
В первый же вечер по возвращении, в доме на Монпарнасе он встретил
Татьяну Алексеевну Яковлеву. Т. А. Яковлева — русская,
хороша собой, стройная, высокая, хорошо знала стихи, любила читать
наизусть. Она родом из г. Пенза. Уехавшая из России в 1925 г. то ли по
вызову своего дяди, художника Алексея Яковлева, то ли по вызову
бабушки, матери художника и Татьяниного отца... Её отец — Алексей
Евгеньевич — офицер инженерных войск, потом архитектор. Говорили, что
он изобрёл состав искусственного каучука, но на родине не смог
воплотить идею, и уехал в Америку ещё до революции. Дядя, Александр
Евгеньевич Яковлев, известный художник, окончил Петербургскую
академию художеств, и до революции осел в Париже. С ним же жила и
мать. При них устроилась Татьяна. Она научилась шить шляпки, стала
мастерицей и блистала в обществе русских и французов, окружённая
поклонниками. Стихи того романтического времени: «Письмо
Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о
сущности любви».
Маяковский влюбился, всё в ней привлекало его,
не только красота, но и любовь к поэзии, простота и доверчивость.
Из признаний самой Татьяны, познакомились они с
помощью сестры Л. Ю. Брик — Эльзы Триоле, чтобы В. не было скучно в
Париже. Т. Яковлеву поразила элегантность и мощь Маяковского. Она почувствовала сразу же невероятное притяжение к ней
В. Встречались каждый день и, по-видимому, были откровенны, т.к. она
знала об отношениях В. с Бриками, а В. знал о ближайших поклонниках Яковлевой.
Т. А. Яковлева говорила: «Я его полюбила. Первый человек,
которого я полюбила по-настоящему, был он»[57].
Ей нравилось его необычайное остроумие, обаяние, то, что он был
человеком «колоссального сексапила», «но он мне не
«нравился», я его полюбила»[58].
Со слов Шмакова: «О чём бы она ни говорила, она сводит разговор
к нему. Маяковский — мужчина её жизни»[59].
И оттуда же, но со слов Т. Яковлевой: «Он и в первый раз хотел,
чтобы я с ним уехала… Я его любила, он это знал, но я сама не
знала, что моя любовь была недостаточно сильна, чтобы ехать с ним. И
я совершенно не уверена, что я не уехала бы, если б он приехал в
третий раз… Во второй раз мы с ним всё обсудили. Он должен был
снова приехать в октябре. Но вот в третий-то раз его и не выпустили».
В. В. не только влюбился в неё, но и сразу же обнаружил свои
намерения жениться на ней, увезти обратно в Россию.
Об отношениях с Т. Яковлевой стала доносить Эльза
своей сестре.
Маяковский сказал Эльзе, что от Лили ничего
скрывать не будет, и так и сделал.
Отъезд 02 декабря.
([3] стр. 459).
«Я ещё не
заакадемичелся и не привык нянчиться со своей персоной, да и дело моё
меня интересует, только если это весело…»
———————————
1929 г. 13
февраля. Премьера «Клоп».
25 августа. Чтение «Песни-молнии».
———————————
1930 г. 16
марта. Премьера «Бани».
14 апрель. Убит.
——————————————————————
1991 г.
Элен Патриция Томпсон рассказала, что её вырастил отчим. Она -
профессор, активная феминистка, автор нескольких трудов по философии,
социологии, семейной экономике.
Вверх, к содержанию этой части
Любимое время года - лето.
- Выдумщик, затейник в играх и шалостях, имел хорошую память, с упоением декламировал.
- Сосредоточенный, серьёзный и даже можно сказать скрытый мальчик. Самоуглублённый, живущий своей
внутренней жизнью. А иногда наоборот, склонный к тихому озорству.
- Физически и духовно развит. Любовь к животным. Общался одинаково
легко как на русском, так и на грузинском языках. Быстро схватывал
то, что ему было интересно и, следовательно, можно сделать вывод о
том, что игнорировал то, что не нравилось. В прочем, это и у других так.
- Любил порезвиться, задавать провокационные вопросы старшим.
- Любимый герой - остроумный козопас, который « умнее всех вельмож».
- Принимал участие в игре наравне с взрослыми, эта игра его очень увлекала. В гимназии все
восхищались его рисунками.
- Большак, сильно идёт вперёд (сильно выделяется из сверстников крупной фигурой и солидностью не по годам).
- Застенчивость. И противоречивое качество с другой стороны: Верховод. Возненавидел все древнее, церковное, славянское, казаков, русский стиль, кустарщину.
- В целом он держался самостоятельно, с чувством внутреннего достоинства, собранно, сосредоточенно.
Стереотипный образ: агитатора, горлапана-главаря.
- Был жизнелюбивым, иногда прямым и резким в отношениях со сверстниками, иногда нежным и заботливым, готовым прийти на помощь.
Положения нового ЛЕФа: против выдумки,
эстетизации и психоложества искусством.
Один из лозунгов ЛЕФа: деэстетизация
производственных искусств, конструктивизм. Общественный протест и
нигилизм.
И ещё из положений футуриста: Европейская
техника, индустриализм, всякая попытка соединить их с ещё непролазной
бывшей Россией – всегдашняя идея футуриста-лефовца…
Вверх, к содержанию этой части
1. Маяковский В. В. Сочинение в двух томах. Том 1. М. «Правда». 1987 г. – 768.
2. Маяковский В. В. Сочинения: Стихотворения, пьесы, поэмы, очерки, статьи, выступления, письма, заявления, записки, фрагменты. — М. Изд-во «Книжная палата», 2001. — 1088 с. Составитель А. Ф. Курилко.
3.Михайлов А. А. Жизнь Маяковского. Я своё земное не дожил. М. «Центрополиграф». 1997 г. – 556с.
4. Ожигов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. Изд-во «Азбуковник», 1997 г. — 943 с.
Электронная система «Интернет»:
http ://www.vlmayakovsky .narod .ru /index .html — «Вл. Маяковский: Всё-всем». Большое количество материалов о поэте: проза, стихи, выступления, мнения современников о В. В., стенограммы, письма и заявления, пожарные лозунги…
http://www.v-mayakovsky.narod.ru/voice.html — Здесь имеется другой стих.
http ://www .mayakovsky .com /maya /maya 2b .htm — Англоязычный сайт, но есть ссылки на русскоязычные документы. По указанной ссылке –
Вверх, к содержанию этой части
[52] А. Михайлов Жизнь Маяковского. Стр. 177.
[55] То же. Стр. 179.
[56] Там же.
[57] А. Михайлов Жизнь Маяковского. Стр. 454.
[58] Там же.
[59] А. Михайлов Жизнь Маяковского. Стр. 454.
Конец Части 5