Содержание Части 5

НА СОДЕРЖАНИЕ CАЙТА

 

Молодой детородный возраст 21-33, 37 лет (1914-1930 года)

Заключение: Краткая характеристика личности В.

Библиографический список:

На главную


Изменение цвета фона на:
N.B. функция не работает в Netscape

Молодой детородный возраст 21-33, 37 лет (1914-1930 года)

1914 г. январь. Выступление в Крыму, вместе с Северяниным и Вадимом Баяном. Баян был спонсором гастролей на юге. Маяковский начинает подшучивать над капризным и чувствительным к своей репутации Северяниным, пародировать его стихи. После исключительного успеха в Симферополе у Северянина взыграло самолюбие, и он объявил о том, что отдаляется от группы. ([3]стр. 123).
        После Керчи трио воссоединилось, а к Северянину и Баяну присоединился Виктор Ховин и Соня Шамардина, в качестве "первой артистки-футуристки" читающей их стихи.
            Начало года. Маяковский впервые хоронит футуризм - тот, что был представлен "особенной группой" (надо понимать их троицей. Ingvar). В поэзии он делает новые шаги, готовиться творить новое искусство; стихи того периода: "Я и Наполеон", "Вам!", "гимны".

        Начало мая 1914 г. Знакомство с Пастернаком. Общая информация, из воспоминаний Пастернака: "... Пружиной его беззастенчивости была дикая застенчивость, а под его притворной волей крылось феноменально мнительное и склонённое к беспричинной угрюмости безволие. Таким же обманным был и механизм его жёлтой кофты. Он боролся с её помощью вовсе не с мещанскими пиджаками, а с тем чёрным бархатом таланта в самом себе, приторно-чернобровые формы которого стали возмущать его раньше, чем это бывает с людьми менее одарёнными..." ([3] стр. 137).
· При их второй встрече Пастернака поразила бездонная одухотворённость Владимира.

        · Активное ухаживание за Э. Каган. Теперь он постоянно бывает у Каганов.
· Из архивов: Ольга работала на Главпочтамте и заглядывала в комнату на Лубянке: наводила порядок, штопала носки.

        Лето. Встреча с Соней (получается, что в Москве Ingvar) была "бурно-радостной". Соня часто навещала В. на Пресне, особенно когда он болел корью. Была представлена маме и сёстрам. Потом болела она, и уже В. навещал её. Все новые стихи читал ей. «К прежней близости не возвращались никогда». Объяснение этому даёт Софья: "Уже начиналось "Облако". Позади была Одесса, "Джоконда"...([3] стр. 123). В том числе причиной разрыва отношений могло послужить то, что Соня, как на исповеди, призналась во всём Чуковскому, о чём после глубоко сожалела. Чуковский вмешался в их отношения и начал очень решительно "защищать" её от В., наговорив "всяких ужасов о нём". Уже в 1922 году, при встрече с Соней В. рассказал ей о том, что Чуковский "информировал" Горького о том, что якобы Маяковский совратил и заразил девушку, а потом шантажировал её родителей. Шамардина подтверждает, что речь шла о ней. На вопрос В. о том, что "...может ли он сослаться на меня, опровергая эту мерзость или в печати, или в устном выступлении, не повредит ли это мне в моих личных и общественных делах. Я, конечно, ответила полным согласием и предложила, если нужно, лично опровергнуть это". ([3] стр. 123). Маяковский воспользовался разрешением при личной встрече с Чуковским.
· Разрыв отношений с Горьким принял необратимый характер.

        Лето. Устраивается в дачном посёлке Куокалла, где продолжает поэму "Тринадцатый апостол", позднее названную "Облако в штанах". Здесь, несмотря на щекотливые отношения между собой, они часто встречались с Чуковским. Через него В. знакомится в июле с Репиным.
Маяковский жил бедно, денег не было, весь его гардероб умещался на одном гвозде: жёлтая кофта и цилиндр. По словам Чуковского - "ходил с гордой осанкой миллионера и франта". От бедности по очереди обедал у Чуковского, Евреинова и других.
В Куокалле В. ходил к Чуковскому ещё и затем, чтобы почитать свою новую поэму. Поэма была закончена здесь летом. В предисловии автор так определил смысл произведения: »"Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию" - четыре крика четырёх частей" ([3]стр. 149).
· Июль. Написано «Облако в штанах» - гораздо более резкий выпад против Северянина, как самовлюблённого, эстетствующего «перепела» («изящно пляшу ли?»).
          — Северянин обиделся.
· Июль. Первая мировая война. "Война - принял взволнованно…"
        · август. "Август - война отвратительна. Тыл ещё отвратительней. Чтобы сказать о войне - надо её видеть. Пошёл записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадёжности…" (12 ноября 1914 года было отказано в справке о благонадёжности). Стихи того периода: "Мама и  убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно", "Мысли в призыв". Ищет своё место в разворошённом мире и идёт заведовать литературным отделом московской газеты "Новь", где и публикует статьи о вопросах политики, войны, и главным образом искусства. Но в газете он проработал недолго, т.к. его стих "Мама..." не соответствовал победному пафосу газеты.
———————————
1915 г. В Петербурге, ближе к осени В. Маяковский бедствует: пишет письма сестре Л. с просьбой прислать денег. Пишет матери, с просьбой прислать зимнее пальто, тёплое бельё и носовых платков.
Сентябрь. Призван на военную службу.
Осень. «Флейта-позвоночник». Первый вариант названия «Стихи ей». Стихи посвящены Л. Брик. По мнению Галины Катанян, хорошо знавшей союз Лидии и Осипа Бриков в течение многих лет: «…Лиля любила Осипа Максимовича. Он же не любил её, а Володя любил Лилю, которая не могла любить никого кроме Оси. Всю жизнь, с тринадцати лет, она любила человека, равнодушного к ней»[52]. Этот факт подтверждает и сама Лиля.
Декабрь. 26. Опубликование «Гимн судье» — это начало сотрудничества с журналом "Новый сатирикон".
———————————
1916 г. «…На военщину нагло не показываюсь».
Работа над поэмами «Человек», «Война и мир».
Июль. Знакомство с С. Есениным.
———————————
1917. март. Участие в совещании писателей и деятелей искусств на квартире А. Горького.
Май. 21. В газете «Новая жизнь» напечатано стихотворение «Революция».
Август. …Ухожу из «Новой жизни»…
Cентябрь. 24. Выступление в Политехническом музее (Москва) и прочтение «Воина и Мир» и «Революция».
Октябрь — «Принимать или не принимать революцию? Такого вопроса для меня (и других москвичей-футуристов) не было. Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось»
Начало ноября. Участие в собрании от ВЦИК «о сотрудничестве с советской властью...»
———————————
    1918 г. Январь — выступление в ночном «Кафе поэтов»… «Пишу киносценарии. Играю сам. Кадр из фильма 1918 г. Рисую для кино плакаты…
РСФСР – не до искусства. А мне именно до него…»
15 марта. Выход первого и единственного номера газеты «Газета футуристов».
25 октября — «окончил мистерию».
07 ноября. Премьера «Мистерии Буф».
        По воспоминаниям Л. Ю. Брик, совместная жизнь с В. Маяковским началась летом 1918 г. в Левашове. Из разговора Л. Брик с О. Брик: «Я рассказала ему всё и сказала, что немедленно уйду от Володи, если ему, Осе, это тяжело. Ося…ответил мне, что «уйти от Володи нельзя, но только об одном прошу тебя — давай никогда не будем расставаться». Я ответила, что этого у меня и в мыслях не было. Так оно и случилось, мы всегда жили вместе с Осей»[55] По её же словам отношения между всеми тремя были: «решили никогда не расставаться и остаться близкими друзьями» (А. Михайлов. стр. 238). И она же, по отношению к Осе: «Я любила, люблю и буду любить Осю больше чем брата, больше чем мужа, больше чем сына… Эта любовь не мешала моей любви к Володе. Наоборот, возможно, что, если б не Ося, я любила бы Володю не так сильно. Я не могла не любить Володю, если его так любил Ося».
О жизни втроём Лиля говорила: «Во избежание недоразумений скажу, что я уже больше года не была женой О. Брика, когда связывала свою жизнь с Маяковским. Ни о какой «любовь втроём» не могло быть и речи»[56].
        Важное замечание по поводу половой жизни Л. Брик: тройственный вариант сохранялся даже после смерти Маяковского, когда она состояла в гражданском браке с Примаковым и с Катаняном.
        О. М. Брик: выходец из богатой купеческой семьи. Окончил Юрфак и стал помогать отцу в коммерции. Брак с Л. Каган состоялся в 1912 г. и продолжался до смерти Оси в 1945 г.
———————————
1919 г. — «Езжу с мистерией, и другими вещами моими и товарищей, по заводам. Радостный приём. В Выборгском районе организуется Комфут, издаём «Искусство коммуны»…Весной переезжаю в Москву » (в марте. Прим. Ingvar).
Октябрь. Оля вместе со старшей сестрой Людой участвовала в «Окнах РОСТА», но тут уже руководителем был Володя, который продиктовал условие: «Помните, что работать надо точно, к сроку. На другой день плакаты не нужны. Если не сможете так работать, лучше не беритесь». И сёстры никогда не подводили брата.
———————————
1920 г. — «Кончил «150 000 000». (конец апреля. Прим. Ingvar). Печатаю без фамилии. Хочу, чтобы каждый дописывал и лучшил. Этого не делали, зато фамилию знали все. Всё равно. Печатаю здесь под фамилией… Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей».

Вверх, к содержанию этой части

———————————
1921 г. Постановка второго варианта мистерии. Писательская деятельность в «Известиях». 1921-22 г. Из петербургских писем к сестре Ольге: «Страшно беспокоюсь за мамочку…Сейчас же пойди на Сухаревку и купи маме от меня: 2 ф. Белого хлеба…», или из телеграммы «Дорогая мамочка очень прошу ехать мягким вагоном Одессу послал телеграфно десять червонцев Володя»; беспокоится в Париже «Телеграфируйте немедленно подробно мамино здоровье». [3]. Стр. 272.
———————————
1922 г. Организовывает издательство МАФ. Собирает футуристов – коммуны… «Начал записывать подготавливаемый третий год «Пятый Интернационал»…»
05 марта. В «Известиях» напечатано «Прозаседавшиеся», после чего В. В. постоянно сотрудничает в различных газетах.
02 мая. Поездка в Ригу для ведения издательских переговоров и участия в поэтических вечерах.
13 мая. Возвращение в Москву.
23 мая. Публикация «Как работает республика демократизация».
Октябрь. Поездка в Берлин на открытие выставки изобразительного искусства, затем в Париж.
13 декабря. Вернулся в Москву.
———————————
1923 г. 29 марта. Выход «ЛЕФ №1» с поэмой «Про это»
        Организуют «ЛЕФ» - «Сплотились тесно: Брик, Асеев, Кушнер, Арватов, Третьяков, Родченко, Лавинский».
        Один из лозунгов, одно из больших завоеваний «ЛЕФа» – деэстетизация производственных искусств, конструктивизм. Поэтическое приложение: агитка и агитка хозяйственная - реклама. «Несмотря на политическое улюлюканье, считаю «Нигде кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации».
12 мая. Выступление в Москве на митингах против убийства В. В. Воровского и ультиматума Керзона Советскому союзу.
———————————
1924 г. Многочисленные лекции по СССР о «ЛЕФе… Много езжу за границу. Европейская техника, индустриализм, всякая попытка соединить их с ещё непролазной бывшей Россией – всегдашняя идея футуриста-лефовца…».
Середина октября. Чтение «Владимир Ильич Ленин».

———————————
1925 г. 25 мая. Поездка по маршруту: Кёнигсберг–Берлин–Париж. Затем, с 21 июня в США.
        Написал несколько агиток. Едет вокруг земли. Хочет и перейдёт со стиха на прозу. Изъездил несколько зарубежных стран, итог — несколько книг, публицистика-проза, стихи.

Поездка в Америку. Выступление в США 25 октября.
        Эли ДжонсЕлизавета Петровна Зиберт: родилась в Башкирии 13 октября 1904 г. в обрусевшей советской семье; умерла в 1985 г. Её предки переселились из Германии в Россию при Екатерине 2.
Елизавета была старшей дочерью в многодетной семье, очень состоятельной и, вследствие этого, после революции подвергшейся репрессиям. Репрессии вынудили семью к эмиграции из России. До момента эмиграции юная Елизавета поехала искать счастья в Москву, где и познакомилась с британским подданным Джорджем Джонсом, вышла за него замуж и получила британский паспорт, с которым и уехала в США. Совместная жизнь не складывалась, и вскоре они разошлись. Эли осталась одна, и в это время произошла встреча с В. В. Маяковским.
Познакомились они на одном из первых вечеров поэта.
Из воспоминаний их дочери: это была взаимная любовь с первого взгляда. Мать была интеллектуальной женщиной, умницей. Она владела русским, английским, французским, немецким языками. Знала всю российскую классику. Ей тогда было 21 г. На вид очень привлекательная. Работала продавцом и манекенщицей фирмы по производству косметики. Они были знакомы 4-5 месяцев. О романе знала только Ольга.
22 ноября. Возвращение Маяковского на родину.
———————————
1926 г. Рождение дочери Хелен-Патриции Томпсон.
Стихи того периода: «Кемп», «Нит гедайге», «Домой».
При расставании ли в штатах, или при встрече в Ниццах в 1928 году, они договорились о переписке, на имя своей сестры Ольги, чтобы избежать «семейной» цензуры Л. Брик.
Кажется, о романе знала только Ольга да Лиля. До 1990 г. никто даже из биографов не знал о рождении дочери.
— «В работе сознательно перевожу себя на газетчика…» Пишет в различных газетах. Вторая работа – ездит по многим городам и читает свои произведения.
———————————
1927 г. Восстанавливает «Новый ЛЕФ». — Основная позиция: против выдумки, эстетизации и психоложества искусством – за агит, за квалифицированную публицистику и хронику. Основная работа в «Комсомольской правде»… написаны сценарии и детские книги… продолжал менестрелить…
Начало января. «Новый ЛЕФ №1».
18 октября. Чтение «Хорошо».
06 ноября. Премьера «Двадцать пятое». В основе произведения — главы из «Хорошо».
———————————
1928 г. 08 октябрь. Поездка в Берлин и Париж.
15 октября. Ницца. Встреча с Эли Джонс. После двухдневного пребывания и свидания с обоими Элен (дочери шёл третий год), В. возвращается в Париж. Краткая встреча с дочерью, видимо, не пробудила в нём отцовских чувств, во всяком случае, никто об этом не упоминает.
В первый же вечер по возвращении, в доме на Монпарнасе он встретил Татьяну Алексеевну Яковлеву. Т. А. Яковлева — русская, хороша собой, стройная, высокая, хорошо знала стихи, любила читать наизусть. Она родом из г. Пенза. Уехавшая из России в 1925 г. то ли по вызову своего дяди, художника Алексея Яковлева, то ли по вызову бабушки, матери художника и Татьяниного отца... Её отец — Алексей Евгеньевич — офицер инженерных войск, потом архитектор. Говорили, что он изобрёл состав искусственного каучука, но на родине не смог воплотить идею, и уехал в Америку ещё до революции. Дядя, Александр Евгеньевич Яковлев, известный художник, окончил Петербургскую академию художеств, и до революции осел в Париже. С ним же жила и мать. При них устроилась Татьяна. Она научилась шить шляпки, стала мастерицей и блистала в обществе русских и французов, окружённая поклонниками. Стихи того романтического времени: «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».
Маяковский влюбился, всё в ней привлекало его, не только красота, но и любовь к поэзии, простота и доверчивость.
Из признаний самой Татьяны, познакомились они с помощью сестры Л. Ю. Брик — Эльзы Триоле, чтобы В. не было скучно в Париже. Т. Яковлеву поразила элегантность и мощь Маяковского. Она почувствовала сразу же невероятное притяжение к ней В. Встречались каждый день и, по-видимому, были откровенны, т.к. она знала об отношениях В. с Бриками, а В. знал о ближайших поклонниках Яковлевой. Т. А. Яковлева говорила: «Я его полюбила. Первый человек, которого я полюбила по-настоящему, был он»[57]. Ей нравилось его необычайное остроумие, обаяние, то, что он был человеком «колоссального сексапила», «но он мне не «нравился», я его полюбила»[58]. Со слов Шмакова: «О чём бы она ни говорила, она сводит разговор к нему. Маяковский — мужчина её жизни»[59]. И оттуда же, но со слов Т. Яковлевой: «Он и в первый раз хотел, чтобы я с ним уехала… Я его любила, он это знал, но я сама не знала, что моя любовь была недостаточно сильна, чтобы ехать с ним. И я совершенно не уверена, что я не уехала бы, если б он приехал в третий раз… Во второй раз мы с ним всё обсудили. Он должен был снова приехать в октябре. Но вот в третий-то раз его и не выпустили». В. В. не только влюбился в неё, но и сразу же обнаружил свои намерения жениться на ней, увезти обратно в Россию.

Об отношениях с Т. Яковлевой стала доносить Эльза своей сестре.
Маяковский сказал Эльзе, что от Лили ничего скрывать не будет, и так и сделал.
Отъезд 02 декабря. ([3] стр. 459).
«Я ещё не заакадемичелся и не привык нянчиться со своей персоной, да и дело моё меня интересует, только если это весело…»
———————————
1929 г. 13 февраля. Премьера «Клоп».
25 августа. Чтение «Песни-молнии».
———————————
1930 г. 16 марта. Премьера «Бани».
14 апрель. Убит.
——————————————————————
1991 г. Элен Патриция Томпсон рассказала, что её вырастил отчим. Она - профессор, активная феминистка, автор нескольких трудов по философии, социологии, семейной экономике.

Вверх, к содержанию этой части


Заключение: Краткая характеристика личности В

Любимое время года - лето.
- Выдумщик, затейник в играх и шалостях, имел хорошую память, с упоением декламировал.
- Сосредоточенный, серьёзный и даже можно сказать скрытый мальчик. Самоуглублённый, живущий своей внутренней жизнью. А иногда наоборот, склонный к тихому озорству.
- Физически и духовно развит. Любовь к животным. Общался одинаково легко как на русском, так и на грузинском языках. Быстро схватывал то, что ему было интересно и, следовательно, можно сделать вывод о том, что игнорировал то, что не нравилось. В прочем, это и у других так.
- Любил порезвиться, задавать провокационные вопросы старшим.
- Любимый герой - остроумный козопас, который « умнее всех вельмож».
- Принимал участие в игре наравне с взрослыми, эта игра его очень увлекала. В гимназии все восхищались его рисунками.
- Большак, сильно идёт вперёд (сильно выделяется из сверстников крупной фигурой и солидностью не по годам).
- Застенчивость. И противоречивое качество с другой стороны: Верховод. Возненавидел все древнее, церковное, славянское, казаков, русский стиль, кустарщину.
- В целом он держался самостоятельно, с чувством внутреннего достоинства, собранно, сосредоточенно.
Стереотипный образ: агитатора, горлапана-главаря.
- Был жизнелюбивым, иногда прямым и резким в отношениях со сверстниками, иногда нежным и заботливым, готовым прийти на помощь.

Положения нового ЛЕФа: против выдумки, эстетизации и психоложества искусством.

Один из лозунгов ЛЕФа: деэстетизация производственных искусств, конструктивизм. Общественный протест и нигилизм.
И ещё из положений футуриста: Европейская техника, индустриализм, всякая попытка соединить их с ещё непролазной бывшей Россией – всегдашняя идея футуриста-лефовца…



<><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><><>
        Здесь, в конце этого раздела я планирую представить вывод, который был сделан участниками группы МА. В данный момент он находится в стадии редактирования. Приношу свои извинения всем интересующимся этой темой. Надеюсь на скорейшее завершение работы! Удачи всем.

Вверх, к содержанию этой части


Библиографический список:

 

1. Маяковский В. В. Сочинение в двух томах. Том 1. М. «Правда». 1987 г. – 768.

2. Маяковский В. В. Сочинения: Стихотворения, пьесы, поэмы, очерки, статьи, выступления, письма, заявления, записки, фрагменты. — М. Изд-во «Книжная палата», 2001. — 1088 с. Составитель А. Ф. Курилко.

3.Михайлов А. А. Жизнь Маяковского. Я своё земное не дожил. М. «Центрополиграф». 1997 г. – 556с.

4. Ожигов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. Изд-во «Азбуковник», 1997 г. — 943 с.

 

Электронная система «Интернет»:

Конец Части 5



Hosted by uCoz